Рекомендация для приемных родителей,
по составлению «Книги жизни»
Современная притча
Две птицы сидели в гнезде и наблюдали, как их маленькая черепашка прыгает с края гнезда вниз, чтобы взлететь. Падает на землю, цепляясь за ветки деревьев. Но снова и снова она карабкается по стволу, добирается до гнезда и падает вниз, не взлетев. Наконец, одна птица говорит другой: «А не пора ли нам сказать черепашке, что она не родной наш ребенок, а приемный».
Важной задачей замещающих родителей является сохранение и восстановление идентичности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, эти дети чувствуют незащищенность в области идентичности, отчужденность. В коррекции этих чувств помогает «Книга жизни» ребенка. «История личности, - писал В.С. Пикуль, - это история его семьи». «Книга жизни» - это путеводитель не только в прошлое ребенка и его биологической семьи, но и будущую жизнь. Осмысление прошлого помогает ему уверенно смотреть в завтрашний день, без страха, потому что достоверная информация снимает груз ответственности с ребенка за то, что с ним произошло. Формирование идентичности (отождествления) начинается с самых ранних контактов ребенка и матери. Чем лучше мать понимает и чувствует ребенка, тем больше он доверяет ей и отождествляет себя с ней и через нее, в целом с семьей.
Формирование идентичности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, протекает сложнее, чем у кровных детей, потому что они были рождены одними людьми, а воспитаны другими и, как правило, не имеют полной информации о своих семейных корнях. Кроме того, многие из них с рождения не имели близких эмоциональных отношений с матерью.
Небольшой объем информации о своем прошлом вызывает у многих детей глубокое чувство отчужденности, ощущение нереальности себя в окружающем мире: кто я? откуда я взялся? есть ли человек, с которым я связан генетически и что я могу взять от него хорошего? как он выглядел? похож ли я на него? и т.д.
Отсутствие информации о родителях приводит, с одной стороны, к тому, что дети создают информацию более негативную, чем в реальности, а с другой стороны, это препятствует их самоопределению. Знание прошлого помогает детям смотреть в будущее без страха, т.е. детям нужны как положительные, так и отрицательные подробности о родных семьях. Информация успокаивает детей, потому что она снимает ответственность с ребенка за то, что произошло с ним.
Замещающие родители должны помогать детям сохранить, а чаще восстановить свою идентичность, узнать причины своего сиротства и, может быть, понять и простить своих родителей. Поэтому о кровных родителях нельзя говорить оскорбительно, только объективные факты и их причины. Необходимо уважать связи биологической семьи и ребенка и укреплять их. Только в этом случае идентичность будет содействовать развитию самоуважения и повышения самооценки.
«Книга жизни» - это…
- биография ребенка, книга, в которой описывается биологическая семья и история его размещения в замещающую семью;
- инструмент, который помогает собрать информацию о том, как рос и развивался ребенок, о его чувствах, идеях, надеждах, мечтах о будущем;
- важный ресурс при оказании помощи ребенку в понимании его прошлого, настоящего и подготовке к будущему;
- рассказ о жизни ребенка;
- дневник, который всегда находится с ребенком;
- рассказ о рождении ребенка, его истории до того, как он попал в замещающую семью;
- инструмент, помогающий детям развить чувство идентичности и повысить самооценку, хранить память о положительных переживаниях их жизни, а имеющиеся истории о болезненных переживаниях позволяют детям понять, что они не виноваты в том, что с ними произошло.
Процесс создания «Книги жизни».
При составлении «Книги жизни» важным является не только сама книга, но и процесс ее создания. Приемные родители могут непринужденно беседовать с ребенком о его переживаниях и воспоминаниях, обсуждать важные события биографии ребенка, помогают ему ответить на трудные вопросы. Сопереживая и принимая чувства ребенка, выслушивая и записывая его истории, приемные родители прокладывают мост между прошлым и настоящим в жизни ребенка, помогают задуматься о будущем и в целом способствуют укреплению взаимной привязанности. Необходимо учитывать, что сама «Книга жизни» принадлежит ребенку и ему решать, показывать ее кому-либо или держать в секрете. Ребенок должен давать согласие на включение в свою книгу любой информации. Взрослый направляет и поддерживает процесс, планируя и предоставляя материалы, помогая ребенку принимать решения о содержании, при этом ребенок может сам записывать некоторые истории, иллюстрировать их рисунками, подбирать фотографии и т.п.. Пусть это будет действительно книга жизни ребенка, а не проект взрослого, красота и «правильность» не должны стать целью процесса.
В «Книгу жизни» могут быть включены:
- дата и место рождения ребенка;
- характеристики при рождении и взрослении (вес, рост, первые шаги, первые слова и т.п.);
- сведения о родителях, братьях и сестрах;
- описание причин, по которым ребенок остался без попечения родителей;
- интересные и забавные истории из его жизни;
- любимые занятия, друзья, еда;
- интересные и значимые события: поездки, праздники и другие подобные события и т.п.
Для сбора информации используются воспоминания самого ребенка, материалы из личного дела, беседы с членами кровной семьи, людьми знавшими ребенка и его семью раньше.
Дополнением к «Книге жизни» могут быть шкатулки, красивые коробки, сундучки, в которых хранятся сувениры, поделки, игрушки, любимые книжки, открытки, дорогие сердцу вещи.
У каждого ребенка из приемной семьи должна быть «Книга жизни».