ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В повседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребёнка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомыми людьми.
У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры — этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребёнку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
- Позитивный настрой. Нужно использовать похвалу, поощрение, призы и прочие способы, увлекающие детей.
- Пример взрослых, прежде всего, родителей. Ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Действия взрослых должны быть направлены на достижение главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.
- Сотрудничество семьи и детского учреждения — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении этикетных принципов.
Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы воздействия на детей:
- Приучение. Детям даётся определённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
- Воспитывающие ситуации. Создаются условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
- Поощрение. Проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- Обсуждение со взрослым негативного поступка. Направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- Пример для подражания. Является своеобразным наглядным пособием и необходим ребёнку. Им могут быть родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение. Необходимо разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Беседа. Помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения.
Правила столового этикета
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приёма пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
Как сидеть за столом — спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками.
- Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями — ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой — когда стол сервирован только вилкой, в левой — когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, слегка скомкав, кладут под край тарелки.
- Что, чем и как есть — суп едят ложкой, сосиску — вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельмени — только вилкой; ягоды — десертной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз — вилкой и ножом.
- Как общаться за столом — говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами «Подайте, пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не говорить с полным ртом.
- Как правильно и красиво сервировать стол — учитывать законы сервировки и эстетики. Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков.
За столом нужно сидеть слегка наклонившись вперёд и на всём сиденьи, а не на краешке его. Разговаривая с соседом слева, не поворачиваться спиной к тому, кто сидит справа. Сидеть за столом нужно прямо, поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вместе возле стула. На столе могут находиться кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, то вторая находится на столе. Пальцы сложены вместе.
Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех, кто за ним сидит. Не следят за тем, кто сколько ест. Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гримасничая. Рот не набивают пищей и слишком большими кусками. Жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются.
Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени (а не засовывают за воротник), закончив есть — на стол слева от тарелки. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку. Ложку держат между большим и указательным пальцем, причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы можно было донести до рта, не пролив ни капли.
Вилку держат в левой, а нож в правой руке. Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.