Есть ли у ваших детей обязанности по дому?
Для того чтобы дети росли с чувством ответственности за себя и за свои поступки, они нуждаются в определенных ограничениях, что их надо в разумных пределах исправлять и наставлять.
Родители должны уметь создать у ребенка ощущение того, что он в состоянии самостоятельно справляться с практическими делами и принимать правильные решения.
Именно поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед ними, является постепенное воспитание у детей чувства ответственности. Того качества, без которого они вряд ли смогут стать по-настоящему взрослыми людьми, умеющими отвечать за свои поступки, небезразличными к тем, кто их окружает, способными нормально функционировать в обществе и вносить свой неповторимый вклад в его развитие. Как же этого добиться?
Психолог Рудольф Дрейкурс, который установил, что дети осваивают ответственное поведение, если им доверяют ответственные дела, сформулировал это следующим образом: «Не делайте за детей то, что они могут сделать сами». Что получится, если вы будете постоянно рассуживать детские ссоры, вместо того, чтобы помогать детям делать это самостоятельно?..
Конечно, поначалу у вас уйдет довольно много времени на то, чтобы научить их решать свои проблемы, но зато вам удастся развить в них чувство уверенности в своих силах и чувство ответственности, а это стоит любых усилий. Для этого надо уметь задавать наводящие вопросы, которые постепенно подводят ребенка к правильному решению: «Я не знаю… Как ты считаешь?.. А ты что думаешь?…»
Есть достаточно много ситуаций, в которых родители могут поощрять детей к самостоятельному развитию.
Обычно процесс идет в три этапа:
1. Родители делают большую часть работы, помогая ребенку пользоваться ложкой, одеваться, ездить на велосипеде…
2. Родители помогают ребенку все меньше и меньше, всякий раз поощряя его сделать больше без посторонней помощи, отмечая его старание и любое — даже самое маленькое — достижение. Вместо того, чтобы подобрать мячик и принести его ребенку, следует позволить ему подползти к мячику и самому взять его в руки. Дети научаются самостоятельно выполнять задания нарастающей сложности, если родители поощряют их в стремлении научиться через делание.
3. Родители отходят на задний план, периодически отмечая успехи, которых ребенок добился в освоении задания: «Посмотри — она сама кушает!» или «Ага, сама вспомнила, что надо вымыть руки — молодец!» Если вы будете говорить эти слова искренне, ребенку никогда не надоест слушать их.