Консультация для родителей “Изящные” выражения в детском лексиконе”
<article>Сегодня перед родителями все чаще встает проблема маленьких детей, которые активно пополняют свой словарный запас не слишком красивыми выражениями. Как быть? Искать причину в нехорошем окружении ребенка или начать воспитание с себя?
Где же он их набрался?
— Разговоры взрослых в семье. Нет-нет, да и вылетит то или иное словечко, которые малыш впитывает как губка, в дальнейшем в точности повторяя интонацию и жесты автора «шедевра».
Разговоры по мобильному телефону сопровождают малыша в течение всего дня. Редкая мамочка не поделится с подружкой своими нелегкими отношениями со свекровью или не обсудит свежие сплетни о подружке, не забыв описать все в радужных красках, а иногда приукрасив походящим словцом.
— Телевизор, который с утра до позднего вечера развлекает всю семью, радуя многочисленными сериалами, мультиками, рекламой.
— Влияние улицы, детских садов, школ.
Какие слова считаются бранными:
— жаргонные слова (вау, блин);
— ненормативная лексика;
— ругательные слова (свинья, собака и т. п.);
— слова, унижающие человеческое достоинство (дурак, идиот, дебил и т. п.).
Почему бранные слова так прилипчивы?
1. Замечали ли вы, как реагируют родители на бранное слово, произнесенное ребенком? Как правило, в первую очередь оно вызывает смех, улыбку, и только потом малыша ругают или пытаются объяснить, что так говорить нельзя. Но даже легкой улыбки достаточно, чтобы слово надежно закрепилось в детском лексиконе.
2. Довольно распространенная картина: двое ругаются, при этом один использует ненормативную лексику, а другой, как правило, быстро сдает позиции и уходит, чтобы избежать потока брани. Если ребенок не раз наблюдал подобные инциденты, у него создается впечатление, что тот, кто знает «заветные» слова, правит миром. Особенно это важно в 4–5 лет, когда дети стараются занять главенствующие позиции в игре.
3. Причины того, что ругается более старший ребенок, лучше выяснять с психологом — как показывает опыт, их стоит искать в семье.
Наиболее распространенные причины, побуждающие к употреблению бранных слов, — это:
— месть (ответ на любую обиду, которую ребенок тяжело перенес);
— ревность (появление младшего брата или сестры, новый папа или мама);
— чрезмерная опека, лишающая ребенка возможностей самовыражения. Степень опеки должна снижать по мере взросления малыша.
Как повлиять на ребенка?
Положительный пример родителей. Если вы сами дома ругаетесь, то ваш ребенок будет делать то же самое, ведь вы для него - самый лучший пример.
Не ругайте ребенка за брань. Поймите, он ругается не специально, он просто познает мир. В большинстве случаев дети не понимают, что значат те бранные слова, которые они произносят, они их повторяют из интереса, где-то услышали, почему бы не повторить…
Не пугайтесь. Если вы впервые услышали от ребенка ругань, постарайтесь не показывать ему своего удивления, не пугайтесь, ведь ребенку может понравиться ваша реакция, он может найти ее забавной и в дальнейшем испытывать вас на прочность.
Не смейтесь. Ребенок может воспринять ваш смех как поощрение и одобрение.
-Обратите внимание на свою речь и не используйте бранные слова в присутствие ребенка;
- Не запугивайте;
- Не спрашивайте откуда принес, не смейтесь, не удивляйтесь;
- Замените бранное слово на синоним или более подходящее в контексте употребления ребенком.
- объясните смысл слов: это обозначает – собаку девочку;
- Матерное слово сравните, например, с грязным, червивым и гнилым яблоком.
- Не обращайте внимания, или скажите, что вы не знаете, что обозначает это слово и что должны делать тоже не знаете ; «если бы ты сказал: «Иди ко мне», я бы подошла, а что ты сказал – я не поняла. На каком языке ты со мной разговариваешь?»
- Огорченно скажите: «я тоже знаю эти слова, но не говорю их, потому что они некрасивые, грязные, и мне неприятно их слышать»;
- Обыграйте с помощью кукол и зверей ситуации, такие как «Что случилось с зайцем, который говорил грязные слова»;
- Изготовьте две коробки, в них складывайте слова: в красивую – добрые, ласковые, в черную – злые, грязные. Заклейте вторую коробку, чтобы они больше не появлялись в речи ребенка.
- Прочитайте и обсудите сказку Шарля Перро «Подарки феи», в которой старшая сестра наказана волшебницей за грубость и дерзость, превратившей каждое слово в змею или жабу.
- Попробуйте с ребёнком поиграть в «Красивые слова» и заставьте всех членов семьи принять участие в игре. Суть игры такова: наполните мешок игрушками, и пусть каждый член семьи, вытаскивая игрушку, описывает ее, используя красивые слова. Например, ласковая киска, милая девочка, хорошая ручка. Польза от этой игры огромна: вы сами учите красивые слова, улучшается отношения членов семьи, развивается моторика ребенка, процесс мышления и, конечно же, речь ребенка. Играйте со своим ребенком, воспитывайте в нем красивый литературный язык, читайте вместе сказки, учите наизусть стихотворения.
Будьте терпеливы. Возраст упрямства и грубости пройдет, и ваш малыш забудет о том, как заставлял вас краснеть перед соседями и друзьями. Правда, только в том случае, если ваши уроки воспитания будут мудрыми и справедливыми.
Успехов вам в общении с ребенком!
</article>